Новости:

SMF форум только что установлен!

Главное меню

Устав крестного хода

Автор Елькин Александр, 19 октября 2008, 17:59:42

« назад - далее »

Елькин Александр

Поздравляю всех крестноходцев со следующим событием - на днях Владыко Хрисанф утвердил Устав Великорецкого крестного хода.
Лично я считаю, что это очень важный атрибут для такого официального мероприятия, который поможет несколько упорядочить все происходящее.

Текст устава скоро будет размещен на сайте.
«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

Сестрица

О! Очень интересно!

Да, особо волнует вопрос, смогу ли я уложиться в этот Устав?  :o ???
А то, если как в одном фильме, "не болтать, не принимать ни от кого помощи..." - я так не смогу...  :o  Мы и смеялись там много, и шутили, и пост в среду/пятницу нарушали...

И вообще, пусть уж в Устав заложат и запрет на продажу сигарет на территории Великорецкого монастыря ;) 
Великорецкий Крестный ход учит любить людей...

Светлана28

Цитата: Сестрица от 20 октября 2008, 21:18:01
И вообще, пусть уж в Устав заложат и запрет на продажу сигарет на территории Великорецкого монастыря ;) 
:o А там продавали сигареты?!

А что такое Устав Крестного Хода? Не могу понять..Есть Устав каждого многодневного (однодневного) Крестного Хода?

Елькин Александр

Поскольку крестный ход, это церковная служба, то она безусловно должна иметь свои правила и каноны. Подождем пару дней, а потом обсудим.
Насчет укладываться в "устав" - думаю за "неуставные" действия под трибунал отдавать не будут  ;D
«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

Елькин Александр

#4
А вот и устав!
                                                     
УСТАВ
ВЕЛИКОРЕЦКОГО КРЕСТНОГО ХОДА
Утвержден митрополитом Вятским и Слободским Хрисанфом
16 октября 2008 года

I. Основные понятия:

1. Великорецкий крестный ход есть торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с крестом, иконами, хоругвями и Великорецким образом Святителя Николая совершаемое в соответствии с установлениями Русской Православной Церкви с целью молитвенного поклонения Великорецкому образу Святителя Николая на месте его обретения в 1383 году и прославления Бога за Его щедрые милости всем православным христианам, усердно почитающим этот чудотворный образ.   
2. «Великорецким» называется образ, состоящий из средника с поясным изображением Святителя Николая и восьми живописных клейм с изображением чудес Святителя, расположенных вокруг средника и равных ему по размеру. Оригинал Великорецкого образа был утрачен в годы гонений на Церковь Христову. Ныне крестный ход совершается с его точным списком XVII века, который является также чудотворной и чтимой святыней Вятской епархии.
3. Местом обретения Великорецкого образа Святителя Николая является село Великорецкое Юрьянского района Кировской области, а именно место «вскрай Великия реки, на прекрасной высокой горе, идеже искипе источник воды чистый, иже и доныне видим всеми и пиющим исцеления ради и здравия» («Повесть о стране Вятской»). Это место отмечено часовней над святым источником, где в день Великорецких торжеств совершается освящение воды.
4. Молитвенное поклонение паломниками Великорецкому образу Святителя Николая заключается в их участии в общественных богослужениях, обрядах и таинствах Русской Православной Церкви, важнейшим из которых является Божественная литургия, совершаемая в день торжеств в Николо-Великорецком монастыре.
5. Дата празднования Великорецкому образу Святителя Николая 24 мая (6 июня) установлена в 1668 году первым епископом Вятским и Великопермским Александром, сухопутный маршрут – в 1778 году архиепископом Вятским и Великопермским Лаврентием (Барановичем) и включает путь на реку Великую и обратно. Современный Великорецкий крестный ход следует этим установлениям и совершается в период с 3 июня (21 мая ст. стиля) по 8 июня (26 мая ст. стиля).


II. Руководство Великорецким крестным ходом

1. Вся полнота руководства Великорецким крестным ходом принадлежит  правящему архиерею Вятской епархии, который своим распоряжением утверждает порядок Великорецкого крестного хода с указанием всех сопутствующих ему богослужений, назначает Предстоятеля Великорецкого крестного хода, его заместителя и других лиц, ответственных за совершение крестного хода в соответствии с установлениями Русской Православной Церкви.
2. Предстоятель Великорецкого крестного хода подотчетен правящему архиерею. Он назначается из числа епархиального духовенства для духовного руководства верующими, управления священно- и церковнослужителями, участвующими в совершении шествия, координации взаимодействия со светскими властями и решении других вопросов, имеющих отношение к исправному совершению крестного хода, за исключением вопросов, находящихся в ведении наместника Николо-Великорецкого монастыря. Предстоятель несет ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние участников крестного хода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов и настоящего Устава. В случае крайней необходимости, когда проблему нельзя разрешить путем духовного увещевания, он вправе обратиться к светским властям за помощью и содействием в ее решении. Предстоятель обязан представить правящему архиерею письменный отчет о состоявшемся паломничестве, участии в нем епархиального духовенства и мирян.  В случае невозможности Предстоятеля Великорецкого крестного хода исполнять свои обязанности, правящий архиерей назначает нового Предстоятеля, который вступает в управление крестным ходом.
3. Заместитель Предстоятеля Великорецкого крестного хода назначается из числа епархиального духовенства и выполняет обязанности, определенные его непосредственным руководителем.
4. В ведении наместника Николо-Великорецкого монастыря находятся вопросы пребывания участников крестного хода в Великорецком, в том числе их встречи, размещения и питания, организации исповеди, подготовки богослужений, церковных таинств и треб, координации взаимодействия паломников со светскими властями, проводов паломников из Великорецкого. По завершении крестного хода наместник обязан представить правящему архиерею письменный отчет по всем вопросам, отнесенным к его ведению.   
III. Участники Великорецкого крестного хода

1. Священнослужители Вятской епархии могут участвовать в Великорецком крестном ходе только с письменного благословения правящего архиерея. При этом клирики многопричтовых храмов должны прежде получить согласие своего настоятеля. Священнослужители других епархий допускаются к участию в богослужениях Великорецкого крестного хода только по предъявлении Предстоятелю удостоверения, подтверждающего их каноническую правоспособность, а именно, что они не состоят под запрещением, церковным судом или следствием и находятся в каноническом общении с Московским Патриархатом. Допуская священнослужителей к участию в богослужениях без этого удостоверения, Предстоятель принимает на себя полноту канонической ответственности за это разрешение.       
2. Монашествующие могут участвовать в Великорецком крестном ходе с письменного благословения настоятеля (настоятельницы) своей обители или другого документа, удостоверяющего их каноническую правоспособность. В случае необходимости, Предстоятель Великорецкого крестного хода имеет право проверить наличие этого документа.       
3. Мирянам, желающим принять участие в Великорецком крестном ходе, рекомендуется взять устное благословение у своего духовника или, в случае отсутствия такового, у приходского священника. Церковнослужители (псаломщики, певчие, алтарники и другие), желающие прислуживать за богослужениями, допускаются к таковым только с благословения Предстоятеля Великорецкого крестного хода.
4. Лица, не являющиеся чадами Русской Православной Церкви, могут участвовать в Великорецком крестном ходе подобно тому, как оглашенные могут участвовать в совершении православных богослужений. Они должны соблюдать Устав Великорецкого крестного хода и проявлять уважение к Великорецкой святыне, а также помнить, что полнота участия в паломничестве возможна только православным христианам.
5. Участие политических, общественных, коммерческих и любых иных   организаций в Великорецком крестном ходе не разрешается. Их члены могут участвовать в паломничестве на общих основаниях, как простые паломники, без специальной формы одежды, плакатов, транспарантов, значков и другой символики этих организаций. В случае невыполнения этого требования Предстоятель Великорецкого крестного хода вправе обратиться к правоохранительным органам за содействием в наведении порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Порядок Великорецкого крестного хода

1.   Подробный Порядок Великорецкого крестного хода разрабатывается на каждый год отдельно с учетом богослужебного календаря Русской Православной Церкви и утверждается распоряжением управляющего  Вятской епархией. 

2.   Неизменяемой частью Порядка Великорецкого крестного хода являются:
- совершение молебнов в Серафимовской церкви г.Вятки (Кирова) в начале и по завершении крестного хода;
- посещение паломниками Успенского Трифонова монастыря г.Вятки, где после  водосвятного молебна они получают архиерейское благословение на участие в крестном ходе;
-  организация исповеди паломников в Великорецком, что является сугубой обязанностью духовенства Вятской епархии;   
- весь цикл общественных богослужений в месте обретения Великорецкой иконы,  включающий Всенощное бдение в храме на берегу реки Великой, Божественные литургии в храмах Николо-Великорецкого монастыря и водосвятный молебен на Великорецком источнике.
3. Изменяемой частью Порядка Великорецкого крестного хода является последовательность молебнов и других богослужений по пути шествия, определяемая церковным календарем. В случае необходимости (например, плохих погодных условий, непреодолимых препятствий на пути шествия, болезни паломников и т.п.), Предстоятель Великорецкого крестного хода имеет право вносить в эту часть оправданные изменения.
4. Великорецкий образ Святителя Николая всегда шествует в начале колонны паломников, несомый священнослужителями и мирянами, получившими на то благословение Предстоятеля крестного хода. Паломникам рекомендуется брать с собой в путь нагрудные иконы – копии именно Великорецкого образа. Участие других икон и святынь в паломничестве допускается только с разрешения Предстоятеля Великорецкого крестного хода. Не благословляется участие в крестном ходе неканонических изображений (например, изображений святых непрославленных Русской Православной Церковью). В противном случае Предстоятель вправе принять меры, вплоть до удаления паломников из крестного хода.         
5. Все молебны на пути шествия Великорецкого крестного хода должны совершаться исключительно в соответствии с его Порядком, утвержденным правящим архиереем. Священнослужители не должны совершать в пути самовольных молебнов или треб, как это невозможно в храме во время соборного богослужения. Если виновные в этом не престанут и после увещевания Предстоятелем крестного хода, то могут быть удалены им из колонны паломников с обязательным докладом о том правящему архиерею.   
6. Право проповеди в Великорецком крестном ходе принадлежит исключительно священникам. Никто не должен использовать паломничество как трибуну для раскольнической или политической деятельности. В пути не разрешается распространение листовок и другой литературы, видео- и аудиопродукции, не получившей благословения священноначалия Русской Православной Церкви.   
7. Участники Великорецкого крестного хода не должны наносить ущерб окружающей природе, в том числе разводить костры, оставлять после себя мусор, ломать переправы и другие строения. Останавливаясь на ночлег, следует бережно относиться к помещениям и имуществу, предоставленному в распоряжение паломников. 
8. Необходимо помнить, что участие в Великорецком крестном ходе является добровольным делом каждого паломника, кроме случаев, когда оно является частью служебного послушания священно- и церковнослужителей. Необходимо ценить священный дар человеческой жизни. Поэтому Предстоятель и священники – участники Великорецкого крестного хода должны так организовать шествие паломников, чтобы оно было для них не только духовно полезным, но также безопасным и посильным. Сострадание и милость к ближним, любовь и терпение являются важными добродетелями, без которых нельзя достойно исполнить древний обет предков и тем почтить Святителя Николая.
9. Желая прекратить паломничество и выйти из крестного хода, паломник должен предупредить об этом священника. Также и священнослужители, желающие выйти из крестного хода, должны уведомить об этом  Предстоятеля.
«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

Елькин Александр

#5
Сразу хотелось бы отметить несколько положительных моментов, вопрос только в том, как это будет реализовываться на практике? А то в России, как обычно, строгость закона компенсируется его неисполнением.

6. Право проповеди в Великорецком крестном ходе принадлежит исключительно священникам. Никто не должен использовать паломничество как трибуну для раскольнической или политической деятельности. В пути не разрешается распространение листовок и другой литературы, видео- и аудиопродукции, не получившей благословения священноначалия Русской Православной Церкви.


За те 5 лет, что я хожу, было немало моментов, когда хотелось бы некоторых товарищей удалить, в особенности женщину которая последние 2 года хронически мешает отдыхать на привалах читая непонятные акафисты как бесноватая, и проповедующая всякую ахинею экстремистского толка. Насколько я понял пропогандирует "новомодную" ересь царебожия.


4. Великорецкий образ Святителя Николая всегда шествует в начале колонны паломников, несомый священнослужителями и мирянами, получившими на то благословение Предстоятеля крестного хода. Паломникам рекомендуется брать с собой в путь нагрудные иконы – копии именно Великорецкого образа. Участие других икон и святынь в паломничестве допускается только с разрешения Предстоятеля Великорецкого крестного хода. Не благословляется участие в крестном ходе неканонических изображений (например, изображений святых непрославленных Русской Православной Церковью). В противном случае Предстоятель вправе принять меры, вплоть до удаления паломников из крестного хода.         

Тоже, кто во что горазд, чего только не носят, но только не Великорецкую икону святителя Николая.

В общем и целом в уставе расписаны многие технические моменты касательно духовенства, но очень бы хотелось иметь в уставе пункты насчет поведения паломников. В частности - что и в какой форме можно распевать.

В частности, касательно Иисусовой молитвы. В 2008 году в крестном ходу распространялась памятка паломникам, созданная при участии игумена Тихона, которую большинство крестного хода "благополучно не увидело". В ней это вопрос освещался - общий смысл таков (т.е. как я это понял), что форма употребления в виде распевания группой паломников  этой молитвы, противоречит ее смыслу и духу. Не в многоглаголание ее сила, а в искреннем сердечном движении  связанном с раскаеньем. Пользы больше, когда ты один раз сказал про себя искренне, чем в механистическом многократном повторении вслух.

   Помнится в 2004 году игумен Тихон, будучи предстоятелем крестного хода, пение Иисусовой молитвы запретил.

Так же у меня вопрос про акафисты царю Николаю, да и вообще что можно, а что лучше не надо?
«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

Андрей С.

Устав это хорошо. Главное не утонуть в бумаге.
Несут иконку Великорецкую на груди, кстати у многих она под одеждой и не видна.
На мой взгляд запретить петь Иисусову молитву группами это правильно. А заодно напомнить, что надо петь со словом "грешных" в конце. Иначе покаянный смысл из нея улетучивается.
А еще конечно ясно, что будут петь и правильно и не правильно и костры жечь...   :o

Елькин Александр

#7
Цитата: Андрей С. от 27 октября 2008, 23:35:29
На мой взгляд запретить петь Иисусову молитву группами это правильно. А заодно напомнить, что надо петь со словом "грешных" в конце. Иначе покаянный смысл из нея улетучивается.
А кстати верно подмечено, я до этого не обращал внимание на этот аспект.
В 2008 по сравнению с 2004 пели гораздо меньше, но все-же пели.

Появилась у меня мысль, а что если  Вятской епархии просто разработать молитвенное правило для крестного хода. Где популярно все разъяснено, что и зачем поется. Причем, как с участием священников в группе, так и без них.

Я конечно понимаю, что есть акафист, и его можно петь каждый переход (что собственно я и делаю вместе с о.Леонидом Сафроновым), но по опыту знаю, что не всем это под силу. Да и в меру духовного возраста не всем подойдет.
«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

Светлана28

Цитата: Елькин Александр от 30 октября 2008, 17:36:29
Я конечно понимаю, что есть акафист, и его можно петь каждый переход (что собственно я и делаю вместе с о.Леонидом Сафроновым), но по опыту знаю, что не всем это под силу. Да и в меру духовного возраста не всем подойдет.
Не, не соглашусь. Почему не под силу? Читать не под силу - можно слушать, молиться про себя, потихоньку читать понемногу. Мы читали утреннее, вечернее правило и почти всё время Акафист свт.Николаю. Я впервые ходила и Акафист сначала просто стеснялась читать, не было такого опыта, но окружающие поддерживали и потихонечку начала читать. Сложности нет - пение Акафиста очень помогло!

Елькин Александр


[/quote]
Не, не соглашусь. Почему не под силу? Читать не под силу - можно слушать, молиться про себя, потихоньку читать понемногу. Мы читали утреннее, вечернее правило и почти всё время Акафист свт.Николаю. Я впервые ходила и Акафист сначала просто стеснялась читать, не было такого опыта, но окружающие поддерживали и потихонечку начала читать. Сложности нет - пение Акафиста очень помогло!
[/quote]

Светлана 28 у всех все по разному. В крестном ходу идет очень много невоцерковленных людей и неофитов, которым образ молитвы в виде пения акафиста (надеюсь правильно по смыслу выразился ) просто недоступен для понимания, а то и вообще никакой образ молитвы недоступен. Я, когда шел в 2004 первый раз, будучи уже далеко не первый год в храме, честно не мог приспособиться к такой форме (собственно первый раз он и есть первый раз). И по-этому, от части понимаю людей, которые читают и поют более привычные молитвы, но разумеется акафист в пути - это главное молитвенное правило.

Конечно, кто как умеет, тот так и молится. И в принципе, нет нужды загонять паломников в рамки - ходи так читай это. Но, скажем так, желательно иметь образ молитвенного поведения, на который желательно равняться, что возможно поможет новичкам.


«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

Светлана28

Цитата: Елькин Александр от 31 октября 2008, 00:58:50

Конечно, кто как умеет, тот так и молится. И в принципе, нет нужды загонять паломников в рамки - ходи так читай это. Но, скажем так, желательно иметь образ молитвенного поведения, на который желательно равняться, что возможно поможет новичкам.
Согласна полностью. Молитвенное поведение они выберут сами, оглядываясь на батюшек,идущих рядом, на других людей. Мне кажется в таком Крестном Ходе не может быть таких рамок - читай вот только это. Можно идти и говорить только одну Иисусову молитву и это уже будет очень много, потому что это такая молитва..

Dimych

Наверное правильно сделали, что подготовили Устав! теперь будет основание по которому можно делать замечания или устранять тех кто занимается явным вредительством (на пример: те кто сами чего-то сочиняют и непонятно что поют... распространяют всякую дезинформацию и прочие)...

Вячеслав

#12
Цитата: Елькин Александр от 30 октября 2008, 17:36:29Я конечно понимаю, что есть акафист, и его можно петь каждый переход (что собственно я и делаю вместе с о.Леонидом Сафроновым)
То, что о. Лонид ещё и водосвятие совершает, в устав вписывается? (Хотелось бы надеяться, что да)
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Елькин Александр

В 2008 в процессе КХ о.Леониду это делать запретили. До этого предстоятель о.Тихон разрешал.
«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

Вячеслав

#14
Цитата: Елькин Александр от 23 октября 2008, 21:21:42IV. Порядок Великорецкого крестного хода

1.   Подробный Порядок Великорецкого крестного хода разрабатывается на каждый год отдельно с учетом богослужебного календаря Русской Православной Церкви и утверждается распоряжением управляющего  Вятской епархией.
В следующем году праздничный день в Великорецком приходится на Троицкую Родительскую субботу, сооветственно, на Троицу - в обратный путь.

Интересно, на порядке крестного хода это как-то отразится?
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

SMF spam blocked by CleanTalk